Mojo Workin’: Как разработать и снять видео-историю

Для создания истории в картинках необходимо планирование. Фото: Kaique Rocha, Pexels

В предыдущих колонках рубрики Mojo Workin’ я писал о технике для работы в режиме мобильной журналистики, записи звука и монтаже на смартфоне. В некотором смысле, я упустил важный и самый трудновоплотимый этап — разработку и создание истории. Что ж, поехали.

В 2007 году для тех, кто работает на телевидении, появление iPhone изменило правила игры. По крайней мере, мне показалось, что мобильная технология полностью изменит способ производства телевизионного контента. И даже то, как мы ведем журналистское расследование. Как будто лампочка над головой зажглась.

В 1993 году, работая на телевидении, я начал выпускать снятый мною телесериал, который дал нашей аудитории возможность поучаствовать в процессе производства. Участники учились использовать цифровые видеокамеры, чтобы рассказать свои личные истории. К 2010 году они уже использовали смартфоны и могли завершить весь производственный процесс на своем телефоне, включая самый важный — монтаж.

«Журналист в современном цифровом мире не будет иметь никакого преимущества, если не сможет использовать мобильную журналистику», – говорит Рана Саббах, член совета директоров GIJN и директор «Арабских репортеров за расследовательскую журналистику» (ARIJ, Arab Reporters for Investigative Journalism). «Особенно это касается журналистов в арабском мире, где государство, политики и издатели-конъюнктурщики пытаются задушить СМИ и свободу слова».

Почти все типы видеосюжетов можно снимать и монтировать с помощью смартфона. Но работа в одиночку имеет как свои недостатки, так и преимущества.

Недавно известный режиссер Стивен Содерберг снял фильм на свой iPhone, добавив, что планирует создавать все свои будущие фильмы с помощью смартфона. Содерберг объяснил свое решение не только техническим совершенством, но и возможностью работать вне рамок студийной системы. Это относится и к журналистам-расследователям и гражданским журналистам, которые используют смартфоны для создания полноценных историй.

Саббах рассматривает этих журналистов, которые часто оказываются на месте первыми, как «свидетелей первого черновика истории». Она считает, что их мобильные расследования могут обеспечить «доказательства prima facie (“первый взгляд” – неопровержимые доказательства, ред.) в международных уголовных трибуналах», что потенциально обеспечивает уровень редакторского контроля, достаточный для гарантирования прозрачности и подотчетности.

Ниже приведены некоторые аспекты подхода и последовательности действий, которые могут быть полезны журналистам-расследователям при работе с мобильными материалами.

Разработка вашей идеи

Выберите тему и, прежде чем принимать решение по истории, которая наилучшим образом передаст вашу идею, ответьте на такие вопросы:

  • Каков фокус расследования? Какова моя тема и как я ее раскрою?
  • Кто аудитория? Кто зритель, какова его демография, каков политический и культурный императив?
  • К чему это все? Зачем рассказывать эту историю, на чем сосредоточиться и как достичь результата с точки зрения творчества и редактуры?
  • Каков стиль? Это репортаж, серия коротких рассказов, объемное расследование, повествование или интервью?
  • Какова структура? Где начало, середина и конец; кто и когда будет говорить, когда и какие элементы потребуются для поддержания структуры истории?

Фокус расследования

С самого начала, советует Марк Ли Хантер из Центра социальных инноваций INSEAD, обязательно спросите себя, что какова ваша гипотеза или каков главный вопрос расследования. «Мы используем сюжет истории как цемент, который объединяет каждый шаг процесса расследования, от концепции до исследования, написания, контроля качества и публикации», – говорит Хантер.

Ниже приведен простой пример описания сюжета, который Хантер назвал бы «гипотезой», и различные расследования, которые могут крутиться вокруг его исследовательского вопроса:

Как и исследование на уровне репортажа, расследовательский фокус требует, чтобы именно история определяла технологию и рабочий процесс.

Филлип Бромвелл, видео-журналист из ирландского RTE, работающий в мобильном пространстве, говорит: «Моя работа требует, чтобы я рассказывал истории, и мы должны помнить, что зрителям не важно, как создается контент, но они всегда прочувствуют хорошую историю.»

Важное значение имеет сосредоточение Бромвелла на истории, а не технологиях, которые позволяют ее рассказать.

«Хотя я могу снимать и монтировать, мой основной навык — это умение рассказывать», – говорит он. «Я определенно не «технарь», одержимый, как некоторые, тем, чтобы иметь в своем арсенале последний писк мобильного снаряжения».

Он прав. Позволять истории диктовать правильные технологии для конкретной работы также очень важно. Например, для съемки истории о львах в Африке может потребоваться гибридный DSLR и комплект линз дальнего фокуса, чтобы иметь возможность снимать нужные кадры с расстояния и при этом не быть съеденным. Напротив, в раздираемом войной Алеппо небольшой набор мобильной техники делает журналиста менее привлекательной мишенью.

Фокус на истории

Итак, как найти историю? Как говорит Хантер, «вам нужно следовать своей чуйке». Это идеальное начало. Прежде чем решать, стоит ли история расследовательских усилий, нужно принять во внимание, на кого она повлияла, насколько они страдают, возможно ли это показать, необходима ли поездка, есть ли плохие и/или хорошие парни, и можно ли получить к ним доступ.

По мере того, как ваша концепция будет все более фокусироваться на истории, заполняйте более конкретный контрольный список SCRAP:

  • Story (История) – что это, почему я это рассказываю, и кто моя аудитория?
  • Character (Персонаж) – кто лучше ее расскажет?
  • Resolution (Решение) – какова структура и почему?
  • Actuality (Документирование) – что нужно снять и почему?
  • Production (Производство) – где все происходит, какова логистика и как я все сделаю?

SCRAP помогает ответить на 5 главных вопросов журналиста – кто, что, когда, где и почему.

Затем я создаю простой редакторский план из пяти-семи пунктов — структурную дорожную карту того, куда может двигаться моя история. Ниже — дорожная карта, которая формулирует различные сюжетные линии и зацепки. Она служит еще и как подручный контрольный список аспектов и персонажей, а также основой моего монтажного плана (см. Как монтировать на смартфоне).

Я продолжаю отвечать на 5 ключевых вопросов:

  • Что/кого я буду снимать и как?
  • Где и когда я буду снимать?
  • Почему это произошло и почему я создаю эту историю?

Съемка видео является делом намного более хлопотным, чем написание печатной истории. План помогает вам выдерживать график. Это контрольный список, который помогает понять, все ли вы сделали на конкретной локации.

Наконец, чтобы понять взаимосвязь между вашей мобильной историей и ее аудиторией, обратите внимание на следующее:

  • Актуальность истории.
  • Значимость истории будет зависеть от ее актуальности.
  • Близость истории для аудитории повлияет на значимость.
  • Статусность героя истории может иметь даже большее значение, чем близость.
  • Интерес к истории может возрасти благодаря статусности.

Фокус на персонаже

Знать, кого, что и сколько снимать, очень важно при планировании моджо-видеоматериалов. Например, мы не можем позвонить кому-то для быстрого телефонного интервью — они должны быть в кадре, поэтому решающее значение имеет контроль за своими ожиданиями и временем.

Несмотря на это, новостные материалы мобильного журналиста могут быть горячими, соответственно, незапланированными. В этой ситуации еще важнее быстро определиться с фокусом истории, чтобы сосредоточиться на самых лучших персонажах/интервьюируемых, которые помогут рассказать историю.

Например, у кого мне брать интервью на месте происшествия, и, что еще более важно, кто должен быть первым? Могу ли я попросить водителя скорой помощи о комментарии, когда он ставит капельницу пострадавшему? Если нет, как мне использовать это в видеоряде, чтобы я смог задать свои вопросы, когда санитар освободится? Что наиболее важно для горячей истории о, скажем, военном захоронении в Боснии? Больше тел, более длительные интервью со свидетелем или человек с фотографиями его пропавшей семьи, которая, по его мнению, лежит среди мертвых? Нужно ли мне все это? Если да, то как вместить все это в короткую видеоисторию? Чтобы решить, кто наиболее важен:

  • Сопоставьте потенциальных собеседников с вашими заметками по структуре сюжета (см. план выше) и вашей аудиторией.

После того, как вы определитесь с вашими собеседниками, вернитесь назад и измените соответствующим образом структуру своей истории, чтобы правильно спланироваться, а также обратите внимание на следующие аспекты:

  • Когда мы сможем пообщаться с основным собеседником, будет ли это блиц или полноценное интервью?
  • Кто из собеседников сможет раскрыть суть истории, или вы будете использовать видеоряд и закадровый текст?
  • Кого я буду использовать, чтобы показать кульминационный момент, и как я это сделаю?
  • Кого я буду использовать в конце и как я закончу историю?
  • Есть ли у меня разрешение на съемку?
  • Есть ли у меня видеоряд, чтобы представить своих собеседников?

Как правило, все вышеуказанные решения можно принять еще на этапе исследования, предварительных интервью, и как только вы начнете планировать структуру своего сюжета. Поскольку дальнейшее изучение ситуации происходит на месте событий, и поскольку часто все меняется, вам нужно понимать варианты действий и быть готовыми изменить свой взгляд на вещи. Именно здесь и помогает простой структурный план.

Мой совет. Если стоит выбор между умным и эмоциональным собеседником, выбирайте последнего, если нет возможности использовать обоих. Вы всегда можете добавить заумные факты, используя закадровый голос и видеоряд.

Фокус на оборудовании

Смартфон для журналиста — это карманный креативный набор инструментов, как швейцарский армейский нож для солдата. Оборудование для мобильной журналистики будет варьироваться в зависимости от вида работы и региона. Так, на Ближнем Востоке и в Северной Африке не стоит вооружаться громоздким комплектом, поскольку он слишком заметен. Рана Саббах, бывшая корреспондентка агентства Reuters и редактор Jordan Times, говорит, что минимум аппаратуры может быть преимуществом, поскольку он позволяет прессе «работать и двигаться в непростых ситуациях, когда граждане и полицейские могут препятствовать работе журналистов и когда крупные камеры превращают их в мишени».

Использовать смарт-устройства не всегда легко, и для эффективной работы с мощными приложениями требуется определенная практика. Тип используемого приложения часто определяет история, которую вам нужно рассказать. Поэтому экспериментируйте с приложениями и принимайте собственное информированное решение в зависимости от задания, которое вы перед вами стоит (см. Важнейшие инструменты мобильной журналистики).

Фокус на видео

Видео-истории, даже расследовательские, нуждаются в картинках. Существует два типа видеоряда — инсценированный (постановочные съемки) вами и реальный, который не нужно инсценировать.

Подход Бромвелла к съемке на телефон обусловлен его опытом работы в качестве видеожурналиста: «Я снимаю последовательности кадров (секвенции – ред.), много крупных планов; композиционно удачные планы, без панорам, перебросок камеры или использования зума».

Мой опыт работы в качестве продюсера и оператора новостей в трудных регионах подсказывает мне, что не всегда получается вытащить штатив, который также может сделать вас мишенью и замедлить скорость вашей работы. Конечно же, штативы удобны для длительных интервью, длинных и медленных панорам, а также для съемок крупных планов. Но бОльшую часть своей работы вы будете проделывать с рук, поэтому тренируйтесь снимать без штатива как общие, так и крупные планы.

Мой совет: прижмите локти к бокам и держите смартфон двумя руками. Этот треугольник обеспечивает дополнительную стабильность не хуже, чем подставки для смартфонов, например Beastgrip. (И да, вначале это напоминает Dalek.)

Независимо от типа съемок, важно учитывать следующие аспекты:
  • На чем будет строиться история? Это будет драматичный крупный план, потрясающий дальний план, динамичная отраженка, закадровая начитка, фрагменты интервью или всего понемножку?
  • Какой видеоряд необходим для того, чтобы вводить интервьюируемых, накрывать склейки в интервью и подчеркивать ключевые моменты интервью?
  • Какой видеоряд вы будете использовать, чтобы перекрыть начитку?
  • Какие вам нужны видеоряд и интервью, чтобы актуализировать вашу историю?
  • Как вы закончите свой материал и какие видео и аудио вам для этого необходимы?
  • Готовы ли вы включать кадры, спонтанно снятые на локациях?

Ниже приведены несколько шаблонов, которые помогут вам распланировать съемку и обдумать видеоряд.

Классическое правило пяти кадров, смонтированных в том порядке, который считается наиболее эффективным. Этот шаблон можно использовать для освещения простых действий и локализованного события.

Порядок, в котором монтируются планы, придаст материалу уникальный резонанс. То, как планы соотносятся с начиткой, а также другими элементами придаст ему уникальные темп и смысл.

Взгляните на эти три плана. Это один и тот же кадр. Каждый план обеспечивает различное ощущение. Поэтому выбор крупности кадра является ключом к вашему повествованию.

Добавьте интервью, начитку, подходящий видеоряд, заранее спланированный и снятый в соответствии с принципом SCRAP, снимите дополнительные «эмоции», и у вас будет сильная история, которую можно монтировать.

Пять видов планов, которые образуют последовательность, а также центральное интервью и начитка — это основа вашей истории. Но у вашей истории может быть от 5 до 13 последовательностей, каждая из которых определяется стилем плана (-ов) и структурной ролью. При планировании этих планов/последовательностей, когда это возможно, лучше всего рассматривать их в том порядке, в котором они могут быть смонтированы. Следовательно, советую вам изучать и осваивать съемку последовательностей, снимая что-то, имеющее определенный процесс и структуру.

Например, попробуйте снять, как кто-то готовит пасту, яичницу с беконом или использует токарный станок, чтобы вырезать из куска древесины ножку для стола — сколько кадров потребуется для того, чтобы проиллюстрировать каждое из вышеуказанных действий? В какой последовательности вы их выстроите?

Бромвелл говорит: «Я всегда поощряю людей хорошо делать простые вещи, если они хотят получить качественный материал». Простая раскадровка, когда структура очевидна, позволяет сосредоточиться на видео и, в частности, на последовательности – эмоциях, информации, отраженке, интервью и других элементах, необходимых для сжатия 30-минутного процесса в мощный двухминутный фильм.

Важно правильно разместить камеру относительно линии общения героя и журналиста.

Если вы собираетесь снимать интервью с одной камерой, можно рассмотреть фронтальную рассадку (B). Во многих регионах вполне приемлемо держать камеру впереди — на уровне груди или талии — и снимать собеседника снизу. В других случаях камера должна быть на уровне глаз (B). Тогда бывает трудно снимать фронтально, потому что вы можете потерять зрительный контакт с собеседником. В этом случае поместите камеру как можно ближе к собеседнику, а журналиста (mojo) максимально близко к объективу (B). Это традиционная линия глаз для интервью. Не следует, как показано на схеме, размещать камеру за вашей линией глаз (C), особенно если вы работаете в одиночку; это делается при работе с оператором, который может проверять кадр.

Можно сделать и профильный план (A). Но вообще-то профильных планов лучше избегать по следующим причинам:

  • Вы получаете больше разнообразных кадров, даже без движения, если снимаете спереди.
  • Вы можете снимать широким объективом.
  • Вы можете даже снимать крупным планом (не рекомендуется, если на то нет причины – например, сильной эмоции).

Кадры с камеры 1 и камеры 2 могут чередоваться, т.к. находятся по одну сторону от оси общения. Прежде, чем использовать камеру 3 – возьмите крупный план. (прим. ред.)

Фронтальный план (или почти фронтальный) более действенный, потому что вы видите лицо человека, его глаза и, следовательно, его эмоции, не отрывая камеру от его линии глаз.

Вот несколько советов для съемки планов и их последовательностей:
  • Переключите смартфон в авиарежим, чтобы избежать нежелательных вызовов и помех Wi-Fi.
  • Убедитесь, что ваш аккумулятор заряжен.
  • Удостоверьтесь, что у вас на телефоне достаточный объем свободной памяти.
  • Пусть кто-то знает, где и когда вы будете снимать.
  • Составляйте заранее план, чтобы четко понимать, что вы уже сняли и сколько вам осталось снимать; это поможет во время съемки и во время монтажа.
  • Исследуйте предмет и тему съемки и подготовьте конкретные вопросы для вашего собеседника. Сопоставьте их со своей структурой, чтобы понимать, как это можно использовать при монтаже.
  • Снимайте так, чтобы свет падал вам через плечо и на субъекта.
  • Не используйте штатив, если в этом нет необходимости.
  • Научитесь правильно снимать вручную. В этом вам поможет использование широкого объектива. Для стабильности создайте V из своего смартфона, рук и локтей, прижатых к бокам (см. картинку выше).
  • Всегда включайте камеру и дождитесь, пока побежит таймкод, прежде чем задавать вопросы, чтобы не пропустить начало ответа.
  • Задавайте открытые вопросы, на которые не отвечают «да» или «нет», если вы не хотите услышать эти «да» или «нет».
  • Снимайте своего собеседника на среднем крупном плане, если он не жестикулирует; если же он двигает руками, остановитесь на среднем плане.
  • Старайтесь снимать видеоряд планами по 10 секунд, чтобы убедиться, что они стабильны и позволяют использовать разные отрывки плана.
  • Всегда снимайте несколько секунд статики до и после панорамы, чтобы ваша панорама была устойчива с обеих сторон, а вы получили три потенциальных плана.
  • Снимайте раскадровку перед интервью, например, когда вы входите в здание, во время взаимодействия с интервьюируемыми и сразу же после окончания беседы, чтобы иметь специфические кадры, относящиеся к интервью.
  • Когда происходит что-то важное, думайте об информации и ее документировании, а не о кадрах. Главное — история.
  • Движение внутри кадра или движение при перемещении камеры может создавать более динамичные планы. Следите за тем, чтобы они были устойчивыми.
  • Помните о направлении экрана и правиле 180 градусов (правило, которое запрещает пересекать ось общения – ред), но также учитесь нарушать правила, используя, к примеру, нейтральные крупные планы (после крупного плана пересечь ось общения можно – ред).
  • Используйте правильную экипировку (см. Важнейшие инструменты мобильной журналистики).
Аспекты, которые следует учитывать:
  • Как интервью и начитка будут обеспечивать переходы в материале?
  • Сколько и какой раскадровки вам нужно, чтобы заявить сцену, склеить интервью и выделить и сократить конкретные эпизоды? Не забывайте о деталях или заявочных планах. Когда вам кажется, что отраженки у вас уже достаточно, снимите еще.
  • Вам нужно дополнительное аудио, похожее на шум и гам в комнате? Обычно его записывают как минимум 30 секунд и используют для накрытия и сглаживания контрастирующих звуковых фрагментов.
  • Нужна ли будет графика? Как и откуда ее получить? Вы создадите ее на своем устройстве или импортируете с помощью Airstash или AirDrop?
  • Если это материал на историческую тематику или продолжение старого материала, будет ли использоваться архив, откуда он возьмется, будет ли он защищен авторским правом и стоить денег?
  • Нужны ли будут стендапы и если да, то зачем? Стендапы могут быть эффективным инструментом при отсутствии раскадровки, интервью или действия, а также для заявки журналиста на месте события.

При съемке стендапа говорите коротко. У вас должна быть одна мысль на предложение и одно предложение за абзац. Выберите ключевое слово для каждого абзаца. Снимайте дубли, не выключая камеру. Если есть проблема, то она в сценарии. Если вы исправляете сценарий и все равно сбиваетесь, положите себе в обувь острый камешек, и когда сосредоточитесь на нем, запишите стендап еще раз.

Аспект аудио

Для записи аудио “в поле”, на месте событий, у вас должны быть готовы подходящие микрофоны и звуковая стратегия, позволяющая реагировать на события на месте. Эта задачу усложняет тот факт, что мобильные журналисты преимущественно работают самостоятельно. Известный журналист и пионер радио mojo, Нил Огенстайн с вашингтонской новостной радиостанции WTOP, пришел к выводу, что функциональность встроенного микрофона на iPhone  – это «примерно 92 процента функциональности фирменного микрофона Shure».

Огенстайн также обнаружил, что когда звук проходит через «цепочку вещательной обработки», его более низкое качество «становится незаметным для слушателя». Это важно помнить, особенно при быстрой работе, и когда локация не шумная, и когда записывающее устройство, в данном случае смарт-устройство, находится близко к источнику звука. Приемлемая для радио- или аудиожурналистики, такая технология чрезвычайно усложнена в видеожурналистике (см. Аудиозапись на смартфон).

Мой совет. Если вам нужен перевод, сделайте его в поле, чтобы в случае чего сделать дописи. Ведь о том, что они понадобятся, вы узнаете только после завершения перевода.

Я бы предложил:

  • Всегда иметь на телефоне микрофон-пушку, а в сумке — микрофон-петличку.
  • Если вам нужно, чтобы ваш собеседник шел и рассказывал, используйте радиомикрофон (см. Microphone 101).
  • Если вам нужно записать ваши вопросы, используйте сплиттер и наденьте на себя петличку. Помните, что звук с микрофона интервьюируемого и интервьюера на вашем смартфоне обычно записываются на одну и ту же дорожку.
  • Если вам нужно развести дорожки, используйте устройство типа Zoom H1 для записи второй дорожки (используйте хлопок) и синхронизируйте две дорожки при монтаже (см. DIY radio microphone).

Таким образом, видеосюжеты — это нечто большее, чем радио с картинками. Понимание структуры и особенностей соединения элементов видео для создания бесшовной истории – это ключевой шаг в рабочем процессе mojo. Как говорит Бромвелл: «В подходе к видео нужна определенная дисциплина, чтобы успешно собрать все вместе».

РАБОТА МОБИЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА — ЭТО ЦЕЛОСТНЫЙ И ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС:
  • Нужно быть сообразительным и быстро реагировать на происходящее вокруг.
  • Нужно думать и работать как журналист.
  • Нужно сосредоточиться, снять и смонтировать историю, как кинорежиссер.
  • Придерживаться этических и юридических принципов и понимать технологию, но не ограничиваться ею, – это также часть работы.

Научиться делать всё это – сложно, но контроль, который это дает мобильным журналистам над их материалами, вдохновляет. Попробуйте, и открывшиеся возможности заставят вас улыбнуться. Становитесь mojo – мобильным журналистом.

Прочесть другие колонки Mojo Workin и многое другое вы можете на странице ресурсов GIJN по мобильной журналистике.

Иво Бурум – австралийский журналист и удостоенный наград телевизионный продюсер. Он имеет более чем 30-летний опыт производства 2 500 часов материала для прайм-тайм. Являясь пионером мобильной журналистики, Иво руководит Burum Media, консультационным обучающим центром, и является координатором и преподавателем медиа-дисциплин в Университете Ла-Троба.
gijn.org

AdMIN

Громадська організація «Гуманітарний рух»

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *